Выставки
Новый арт-проект «АРХИВАРИУС» Василия Зенько на выставке в Национальном художественном музее РБ
Пройдет с 27 ноября по 11 января 2015 г.
Открытие выставки: 26 ноября 2015 г. в 17-00 по адресу г. Минск, ул. Ленина 20 (Национальный художественный музей Республики Беларусь), телефон +375 (17) 327-71-63
Василий Зенько
Родился в 1977 в г. Столбцы (Беларусь), с 1989 живет в г. Минске.
1989 – 1996 — Белорусский лицей искусств им. Ахремчика.
В 2006 закончил Белорусскую государственную академию искусств, отделение монументально-декоративного искусства.
С 1995 участвует в выставках, в т.ч. республиканских и международных.
С 2010 автор многочисленных арт-проектов, проходящих в Беларуси, Польше и России.
С 2009 член Белорусского союза художников.
С 2011 член Белорусского союза дизайнеров.
Картины находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства в г. Минске, Музее Современного Русского искусства (г. Нью-Йорк, США), а также в частных коллекциях Беларуси, Германии, Норвегии, Польши, России, США, Турции, Франции.
АРТ-ПРОЕКТ «АРХИВАРИУС»
В современном мире искусства художнику выпадает задача не из легких. Как сделать так, чтобы пресыщенный огромным потоком информации зритель все же остановился возле его работ и заинтересовался ими? Ведь так или иначе, но на сегодняшний день можно констатировать, что практически все уже было. По мнению Василия Зенько для художника важны искренность и уверенность в том, что он делает. Именно неподдельность эмоций и личная харизма автора способны привлечь внимание зрителя и вызвать живой интерес.
Картины Василия Зенько заряжают динамикой, экспрессией и бьющей через край жизненной энергией. Постоянным источником вдохновения для него является Природа в первозданном, не тронутом виде, какой она была до воцарения онтологического диссонанса.
Художник искренне восхищается красотой и совершенством мира флоры и фауны. В своих композициях Василий Зенько изображает стилизованных насекомых, рыб, птиц, рептилий, разнообразные растения. Однако за видимой простотой формы скрывается достаточно глубокое содержание. В эпоху космических скоростей, высоких технологий, развития научной мысли человек постепенно теряет связь с истоками своего существования.
Василий говорит на понятном всем бесхитростном языке о сложных вещах и понятиях. В его картинах заложено глубокое понимание законов природы. Нередко через образы своих «героев» мастер ведет беседу со зрителем о человеческих качествах и взаимоотношениях между людьми. При этом творчество Василия лишено всяческой дидактичности. Художник оставляет право за каждым из зрителей прочувствовать и осознать его произведения в соответствии со своими взглядами.
В арт-проекте «Архивариус» Василий с одной стороны ставит перед собой задачу сохранить образы живой природы, которой все теснее становится на планете от деятельности человечества. В некоторых произведениях даже изображены исчезающие виды. А с другой стороны, он «архивирует» в этих картинах искусство, свои впечатления и ощущения, которые испытывал в процессе работы. На сегодняшний день творческий метод этого художника таков. Но кто знает, какие перемены в искусстве произойдут у него в будущем? И Василий подобно архивисту принимает материал, поступающий из вне, обрабатывает его и бережно хранит. При этом, согласно инструкции настоящего архивариуса, он может «выдать во временное пользование» (на выставку) «архивную документацию» (свои произведения), а также «подготовить отчетность по документообороту в архиве» (т.е. создать новый арт-проект).
Таким образом, Василий Зенько заявляет о том, что начиная именно с выставки в Национальном художественном музее Республики Беларусь, он берется создать долгосрочный многолетний проект под общим названием «Архивариус», в который будут входить его работы разных лет.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТВОРЧЕСТВЕ
При всей самобытности и неповторимости своей манеры, Василий Зенько опирается на богатые художественные традиции, оставленные предыдущими эпохами.
Одной из стилистических особенностей его творчества является обращение к наследию Ар-нуво, возникшему в начале ХХ века. Стилевая оригинальность его картин базируется на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира, а также сочетании легкой асимметрии. Работы художника напоминают танцующие, волнистые арабески, пронизанные органической энергией и жизненной силой растений.
Однако если для стиля Ар-нуво, в целом, характерны светлые оттенки зеленого, лилового и жемчужно-серого цветов, то Василий предпочитает более насыщенный колорит. Художник использует цвета сухой земли, глины, солнца и жаркой саванны — все оттенки желтого, красного, терракотового, оранжевого, охры, песчаного, палевого, оливкового. Цветовые сочетания строятся на контрастах светлого и темного. Данный выразительный прием взят художником из африканского стиля, который вобрал в себя яркий колорит, природный минимализм, грубые фактуры. Он являет собой разительный контраст с урбанистическими стилями, поэтому так органично вписывается в общую стилистику творчества Василия Зенько. Благодаря богатой, порой рельефной фактуре, сложным многослойным отмывкам, поверхность холста зачастую имитирует звериную шкуру. Такой эффект помогает художнику усилить ощущение архаики и первозданности дикого мира природы.
Импульсивность, ритмика, красочность соседствует в произведениях Василия Зенько с природной простотой и светлой наивностью. Все эти приемы подчинены индивидуальному авторскому видению, благодаря чему работы художника всегда легко узнаваемы и обладают уникальной силой звучания.
Селицкая Наталия,
искусствовед